Спасибо Culture Crab за промоушн 🙂 Теперь, как честный человек, я должна как-то прокомментировать видео, выложенное в YouTube под названием “Pussy Riot – CHAIKA”.

Оооок.

У меня нет на руках ссылок (на материалы СМИ 2012 года – простите, я просто не в состоянии их найти), но когда Мария Алёхина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич давали интервью и комментарии из СИЗО, только последняя прямо говорила: «Я считаю себя художником». Надежда Толоконникова и Мария Алёхина называли свою деятельность политическим активизмом и «философией действия».

Вот тут —

об этом же спорят художник Юрий Шабельников и критик Екатерина Дёготь (это вечер Pussy Riot в галерее Марата Гельмана на Винзаводе). Шабельников говорит, что акция в ХХС – это политическое высказывание, а никакое не искусство. Дёготь возражает довольно осторожно (мол, может, и искусство, вай нот), но, если мне не изменяет память (а ссылку я опять найти не могу), позже на Openspace.ru она напишет, что очень даже искусство – и, кажется, употребит слово «яркое».

Дискуссия о том, искусство это или политика, была тогда бурной и долгой. У себя в ЖЖ к ней присоединился художник Авдей Тер-Оганьян, напомнив, что есть политическое искусство, а есть искусство о политике.

«Политическое искусство» – это, например, то, чем занимается Пётр Павленский (тогда про него ещё никто не знал, но сейчас это, пожалуй, самый успешный пример). Это когда художник совершает некое действие, которое вскрывает суть политических отношений в обществе. Он ничего не говорит, а только показывает, как работает система – имеющий глаза да увидит.
«Искусство о политике» — это когда художник сам, «своими словами» рассказывает о состоянии общества. Ну вот, например:

001

Это Илья Глазунов 🙂 Но я этим примером совершенно не хочу сказать, что «искусство о политике» — это что-то обязательно вот такое 🙂

«Политическое искусство» — это, наверное, более сложный жанр, но у него есть серьёзная уязвимость: когда система отзывается на вызов художника и начинает «вскрываться», трудно понять, в какой момент искусство заканчивается и начинается собственно политика. Когда Павленского кладут в психушку, а его подруга пишет в ФБ, что с ним нет связи – это всё ещё искусство (продолжение акции «Отделение», например), или уже что-то совсем другое?

Первые работы Pussy Riot – определённо, «искусство о политике». Кричалки про Путина, про силовиков – этот те самые «лозунг и плакат», про которые я писала в позапрошлом посте. И акция в ХХС изначально – тоже, но вместе с последующим судом и тюрьмой – уже нет, потому что вот тут-то система и вскрылась (причём, как мне помнится, для многих было полной неожиданностью, что реакцию вызвал наезд именно на патриарха, а не на того же Путина).

Но пусть «искусство о политике» — но искусство же?

Моя версия такая: тексты, выступления, сами эти попытки куда-то забраться и громко прокричать – это в чистом виде политический активизм. Но визуальная часть – да, искусство. Яркие платья и колготки (оживший Малевич!) и самое главное – балаклавы: наибольшая художественная удача Pussy Riot и их вклад во всемирную историю искусства.

Притом, что сам элемент маски даже не был их оригинальной идеей – его позаимствовали у Guerilla Girls (они, кстати, свою анонимность хранят до сих пор). Но GG просто носят маски обезьян (guerilla ― gorilla), а Pussy Riot удалась крутейшая в своей оригинальности и лаконичности находка: этакая инверсия детали экипировки ОМОНовца, издевательски весёленькая, по-детски непосредственная, откровенно клоунская, но при этом помогающая сохранить важную в опасном деле политического протеста анонимность. (На самом деле не очень, конечно, потому что, как я помню, кто-то из потерпевших утверждал, что опознал Толоконникову по губам в вырезе).

Балаклава – это то, что стало символом Pussy Riot во всём мире. Не эмблема феминистская на флаге, которым они размахивали, не что-то ещё, а именно цветная шапочка с грубо вырезанными прорезями. Ну просто посмотрите сами (1:33):

Так вот, я думаю, что как только закончились балаклавы – закончились и Pussy Riot, и искусство.

Ах, да. Я собиралась прокомментировать видео про чайку.
Ну, на Васю Обломово похоже. Наверное. Не знаю, как этот жанр называется. Ну типа сетевое такое творчество.
И, кстати, интересно, что за тётеньки там с Толоконниковой? Я просто думаю, что раз мы видим их лица, то можно уже и по именам.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s