В связи с этим хайпом по поводу чёрных дыр вспомнилась история про связь между Эйнштейном и Пикассо.

Жил-был математик Морис Пренсе, очень увлекавшийся идеями Анри Пуанкаре, особенно теми, что касались измерения времени (и времени как измерения). У Пренсе была девушка по имени Алиса, которая изменяла ему с Пабло Пикассо. Через Алису они и познакомились, и Пренсе дал Пикассо почитать книгу другого математика, Эспри Жуффре, которая называлась «Элементарный трактат о геометрии четырёх измерений» и представляла собой популярное изложение теорий из работы Пуанкаре «Наука и метод».

Пикассо ничего не понял в расчётах и формулах, но ему очень понравились картинки. Вот такие:

011

Ещё больше ему понравилась мысль о том, что [пространственных] измерений может быть больше трёх, и что если оказаться в четвёртом измерении, можно увидеть все перспективы картины одновременно. Некоторые считают, что Пикассо так вдохновился этими идеями, что пошёл и написал картину «Философский бордель», также известную как «Авиньонские девицы» (1907). Лицо одной из девиц написано сразу в анфас и в профиль – то есть мы как бы одновременно смотрим на него из разных временных точек, – а вся картина выглядит так, будто девушек попытались спроецировать на плоскость, причём в движении*. Так возник (тадададам!) кубизм.
* Да, а ещё Пикассо вдохновлялся выставкой Иберийской скульптуры и (предположительно) борделем на улице Каррер д’Авиньо в Барселоне.

012

А в это время теми же самыми идеями Пуанкаре увлекался клерк одного патентного бюро, который – ну, вы уже догадались – додумался в конце концов до того, что пространство и время вообще суть одно и то же. Специальную теорию относительности Эйнштейн явил миру в 1905 году, Общую – в 1915. Гравитационные волны были предсказаны в 1916. В 1908 году математик Герман Минковский разработал геометрическую модель пространства-времени («пространство Минковского»).

Всё это время «Девицы» мыкались по углам, потому что никто не хотел их выставлять. В 1920 году их купил коллекционер Жак Дусе, в 1937 году картина впервые попала на выставку.

Эйнштейн и Пикассо никогда не встречались.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s