Я всё пытаюсь как-то эстетически осмыслить снос палаток.
(Да, текст Григория Ревзина читала.)

В самом начале, когда варварский ночной снос оправдывали соображениями красоты, всё напоминало этакий модернистский жест (сравнять с землёй уродливое старьё, а вместо него проложить проспекты и построить небоскрёбы, в которых будут жить новые люди). Как тут не вспомнить Ле Корбюзье, который считал, что в Москве надо снести примерно всё, кроме Кремля и дома с химерами во Фроловом переулке. Правда, меня смущало, что контекст у нас какой-то немодернистский, но тут на помощь приходит книга (классическая уже) Бориса Гройса «Gesamtkunstwerk Сталин», которая совершенно волшебным образом начинается со слов про красоту.

Книга, как можно догадаться, про соцреализм, но начинается с авангарда, который и сам был довольно репрессивным – вот этим самым «до основанья, а затем» (которое всегда больно, неудобно и исторически почему-то чаще всего сопровождается лязгом гильотины). Однако наивно полагать, говорит Гройс, что появление соцреализма было «реваншем ширнармасс», которым не нравился Чёрный квадрат, а нравилось, шоб красиво и похоже. Соцреализм, по его мысли, и есть авангардный проект, только ещё более радикальный, чем сам авангард. Следите за руками:

1. Сначала авангард хочет власти. На переустройство мира нужны ресурсы, в том числе административные – и вот уже поэты и художники вовсю сотрудничают с большевиками.

2. Авангард отказывается от художественной автономии. Если мы переустраиваем мир, рассуждают поэты и художники, нам надо не произведения создавать (куда их девать? музеи-то всё равно должны быть разрушены), а быть рядом с теми, кто стоит у станка.

3. Авангард, потеряв автономию, вынужден признавать «руководящую роль партии». Маяковский прямо пишет:
Я себя
советским чувствую
заводом,
вырабатывающим счастье.
Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полян,
рвали
после служебных тя́гот.
Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан,
мне давая
задания на́ год.
Я хочу,
чтоб над мыслью
времен комиссар
с приказанием нависал.
Я хочу,
чтоб сверхставками спе́ца
получало
любовищу сердце.
Я хочу
чтоб в конце работы
завком
запирал мои губы
замком.
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.

4. Авангард ощущает свою конечность. В ЛЕФе додумались до того, что когда искусство свою миссию выполнит (и вся жизнь будет переустроена), то исчезнет – всё, мишн комплитед.

5. В 1832 году желания и предчувствия исполняются: появляется постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому все творческие личности (до того момента тусившие в объединениях типа ЛЕФа, РАППа и прочих) должны быть поделены по поголовьям. «ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства;
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения».

6. В довершение на всякого рода совещаниях (Маяковский же хотел, чтобы партия обсуждала литературу и искусство – вот она и обсуждает) звучат призывы прекратить вот это «ликвидаторство» со сбрасыванием Пушкина с парохода современности. Пушкин принадлежит народу, и партия сама решит, что с ним делать.

Я знаю, что исторические параллели – рискованный жанр, но меня не оставляет мысль о том, что если упомянутый в начале текст Григория Ревзина (все наверняка уже прочитали, но вот для порядку ссылка) рассказывает о том, как от ликвидации шашлычных мы пришли к сносу ларьков и в чём разница, то книга Гройса объясняет (ну, намекает, по крайней мере), как от вольного хипстерского урбанизма мы пришли к выставке Герасимова в Манеже.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s