Ещё одна не новость (я слоупок, конечно).

Если зайти на сайт конторы под названием ФГУП «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ», в разделе «Новости» можно прочесть следующее:

Американская художница Тарин Саймон в сотрудничестве с Госкорпорацией «Росатом» и ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» создала первое в истории произведение искусства из радиоактивных отходов. В 3015 году, через тысячу лет после создания, черный квадрат, сделанный из остеклованных радиоактивных отходов, займет место в постоянной экспозиции «Гаража», в специально подготовленной для этого нише в стене нового здания Музея современного искусства «Гараж» в 2015 году.
<…>
«Черный квадрат» хранится сейчас в железобетонном контейнере, который, в свою очередь, был помещен в бетонное хранилище на территории завода «Радон» в Сергиевом Посаде Московской области. Квадрат будет находиться в хранилище «Радона» до тех пор, пока его радиоактивные свойства не снизятся до уровня, который будет признан безопасным для человека.
<…>
Проект приурочен к столетнему юбилею «Черного квадрата» Казимира Малевича, написанному в 1915 году и является частью одноименной серии произведений.
<…>
Ключевым моментом авторской концепции было соглашение, в соответствии с которым «Гараж» станет местом постоянного хранения работы, когда ее производство будет завершено. Тем самым поднимаются вопросы, связанные с хранением информации как таковой, его сроками, визуальной доступностью произведения для зрителя.

Мне почему-то как раз этот «ключевой момент» кажется не таким интересным (ну сколько можно уже про институции и музейное хранение! сто лет уже пытаемся закрыть музеи, а всё никак), как тот факт, что произведение будет открыто (завершено?) только через тысячу лет. И «Гараж», который участвует в проекте, фактически берёт на себя обязательство просуществовать как минимум тысячу лет, причём именно в нынешнем здании, где для работы Саймон уже подготовлена специальная ниша.

Вообще всяческих проектов, рассчитанных на долгое-долгое время, огромное множество. По отдельности каждый раз кажется, что это что-то великое – этакое прикосновение к вечности. Но если прочитать много описаний таких проектов подряд, в какой-то момент становится смешно.

Например, похожий проект есть у художницы Кэти Патерсон, про которую я здесь уже писала (это она транслировала по телевизору тьму с границ Вселенной). Патерсон посадила где-то в Норвегии лес, который через сто лет станет собранием сочинений. Каждый год один писатель создаёт текст. Результат будет храниться в библиотеке Deichmanske в Осло (которая тоже теперь никуда не может деться, хотя тут срок не такой большой).

Немецкий художник Манфред Лабер строит в городе Вемдинге Zeitpyramide – «Пирамиду времени»; закончить планирует в 3183. Постройка началась в год 1200-летия Вемдинга (1993) и продлится 1200 лет; каждые 10 лет будут устанавливать один из 120 блоков (сейчас, стало быть, их уже три).

А в 2001 году в немецком Хальберштадте началось исполнение пьесы Джона Кейджа “As Slow as Possible” длительностью 639 лет (на самом деле сам Кейдж не указывал, что играть надо именно столько – можно и за 20 минут управиться, в принципе, но организаторы исполнения решили не мелочиться). Исполняет механический орган. Каждая нота длится годами и десятилетиями, следующая смена ноты произойдёт 5 сентября 2020 года.

А ещё же есть Longplayer, тысячелетнее музыкальное произведение, написанное Джемом Файнером из The Pogues (строго говоря, он написал не само произведение, а шесть коротких пьес и компьютерный алгоритм, который составляет из них всякие вариации).

Напоследок упомяну Long Now Foundation – организацию, которая была специально создана для того, чтобы стать самой долгоживущей культурной институцией в мире. У неё планы вообще на 10000 (прописью: десять тысяч) лет вперёд. Два основных проекта – The 10,000 Year Clock и «Розетта» (не путать с космическим аппаратом). Часы – два монструозных механизма, сейчас в процессе производства. Одни установят внутри горы где-то в западной части Техаса, другие в восточной Неваде, и они 10 тысяч лет будут тикать и периодически звонить, причём мелодия ни разу не повторится. «Розетта» пытается собрать информацию обо всех известных языках и напечатать её на небольшом никелевом диске малюсенькими буковками (тут я сдаюсь: ОК, библиотека языков, но диск? нанобуквы? нанохрена? чтобы был артефакт? весь такой технологичный, но про «мудрость веков», да? как в Assassin’s Creed, что ли?).

Ссылки:
http://longplayer.org/
http://longnow.org/
http://www.zeitpyramide.de/

Ещё в YouTube есть множество видео смены нот органа в Хальберштадте, ищутся по запросу “ASLSP in Halberstadt”

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s