О вреде вечных ценностей

Прекрасный текст Нади Плунгян о выставке Герасимова в «Манеже»

Я приведу два куска:

«Другой возможностью для новой оптики могли бы стать кураторский ход или яркое экспозиционное решение. Такое решение на выставке есть — это выбор центрального полотна, которое представляет собой интересный палимпсест: черновик картины “Колхозное стадо” (1959), написанный поверх одного из вариантов полотна “Сталин и Ворошилов в Кремле”».

«Герасимов получил за “Гимн Октябрю” свою вторую Сталинскую премию — получил потому, что написал детальную инсценировку “торжественного заседания трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года”, которое вообще не было проведено».

За этими fun facts – серьёзный вопрос о том, как вообще можно/нужно показывать/рассматривать искусство.

Иногда я лезу отвечать на вопросы про искусство на сайте TheQuestion (дисклеймер: нет, я не считаю себя экспертом, я просто графоман), и меня каждый раз совершенно деморализует тотальное нежелание людей интересоваться контекстом. Постоянно кто-нибудь спрашивает, можно ли любоваться картиной и не задаваться вопросом о том, «что хотел сказать автор»; постоянно кто-нибудь отвечает, что, конечно, можно, ведь «мастерство художника» и «вечные ценности» от контекста не зависят.

Но кому вообще нахрен сдалось это мастерство и эти ценности? Мы что, без художников не знаем, что добро побеждает зло, а предметы вдалеке кажутся меньше, чем вблизи?

Попытки рассмотреть искусство вне контекста (любое – хоть соцреализм, ныне так популярный, хоть «Чёрный квадрат», вечную занозу) не просто вульгаризируют его, сводя к набору технических средств, которыми художник или владеет, или нет («вот раньше умели писать, а теперь не умеют, один пиар»), но лишают художника воли сделать то или иное высказывание и выбрать то или иное художественное решение, воспользоваться или не воспользоваться тем или иным приёмом, задать вопрос или дать ответ. Получается, что вот это восторженное желание «любоваться прекрасным» дегуманизирует художника, превращая его в изготовителя художественного продукта. Но тут ловушка: кто-то должен решать, что хорошо, а что плохо, поэтому при таких раскладах необходима фигура заказчика, а как только он появляется, тут же начинается плач о «продажности» искусства.

Ещё несколько цитат:

«Несмотря на все декларации о необходимости изучать историю, выставка Герасимова неожиданно оказалась полностью лишена всякого намека на историчность. <…> Герасимов ни с кем не сопоставлен, никуда не вписан. Он показан после большого перерыва и оставлен вне истории искусства, наедине с собой, подвешен в вакууме — и поэтому любую часть выставки зрителю приходится трактовать как вещь в себе, прибегая к неким общим категориям или “вечным ценностям”».

 

«Невозможно обсуждать, плоха или хороша живопись Герасимова «с живописной точки зрения», так как вещи Герасимова вместе с Ефановым, Хмелько, Иогансоном, Пластовым, Мешковым, Модоровым и сотнями других были частью поточной индустрии “тематической картины”, предъявлявшей к живописи очень определенные требования, и за их несоблюдение исключали из профсоюза. Эти картины плохи, но ведь задачей советской власти 1930—1950-х и было окружить зрителя плохой живописью, и “плоха” она особым образом, а каким — нужно уметь назвать».

 

«Как писал Е. Добренко, соцреализм выдавал себя за мимесис, создавая при этом своего рода павильонную реальность наступившего социализма, где все главные достижения, к которым могут стремиться человек и общество, уже “по определению состоялись”. <…> Дереализация истории и превращение реальных социальных сломов и гражданского опыта в нечто размыто-“историчное” были одним из главных методов соцреализма».

В общем, эта проблема – стойкое нежелание видеть искусство в контексте, наслаждаться «трепетанием красочного слоя», не напрягая мозг – гораздо шире, чем проблема репрезентации соцрелизма. Но удивительным образом всё это очень похоже на то, чем соцреализм и был.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s