The Art Newspaper Russia опубликовала собственный рейтинг молодых художников. Несколько мыслей по следам.

1. Понятие «молодой художник» — результат странной конвенции. «Молодым» считается художник до 35 лет. Причём, если мне не изменяет память, лет семь назад границу проводили где-то в районе 30-ти, а потом, кажется, в положении какой-то премии возникла идея сдвинуть планку, потому что в 30 лет некоторые ещё только начинают. Вот и редакция TANR замечает, что «как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников» — но это ведь не специфическое для искусства явление, это вот то самое, что социологи давно уж пишут про миллениалов. Что мы, в конце концов, понимаем под «молодостью» (и, соответственно, «взрослением») в данном случае – паспортные данные или статус начинающего? Куда отнести художника, который занялся искусством в зрелом возрасте (как какой-нибудь таможенник Руссо)?

2. «Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. <…> Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями» — это прямо к моему предыдущему посту. Экспозиционные конвенции. Запомним это выражение, оно ещё нам пригодится. И далее: «Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт» — вот прям даже обидно за державу. Такая land, и так мало land-art’а.

3. Пётр Павленский набрал так много очков, что его вынесли из рейтинга. Про это надо будет как-то отдельно подумать, но если коротко, то Павленский – единственный сейчас, кого, не стесняясь, называют «главным российским художником» (притом, что слово «главный» указывает на некую иерархию, в то время как сам Павленский вроде как стремится быть вне любых иерархий). Не будем ханжами: дело в медийности. Но если сравнивать медийность Павленского с медийностью тех же Pussy Riot или «Войны», то если в последних двух случаях скандал, политика и «раскол в обществе» в какой-то момент подмяли под себя искусство, то Павленский продолжает держаться художником (NB, я говорю сейчас именно о том, как художника воспринимают окружающие). Секрет, вероятно, в медиа (каламбур-с): Павленский делает искусство из такого материала, которого вокруг каждого из нас в избытке. Но в итоге получается тот самый разрыв, с которым пришлось иметь дело редакции TANR: есть, условно художники, которые развивают какие-то неожиданные темы, работают с новыми медиа, расширяют границы искусства «в лабораторных условиях» (и те, кто интересуется совриском, конечно, знают их имена)… и есть есть Павленский, который звучит из каждой газеты, и эти газеты его даже называют художником, и уже даже обыватели как-то смирились с тем, что «это искусство», но вокруг него – словно выжженное поле.

4. «Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж» — тут речь об анонимном опросе, который TANR провела среди «всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет», так что насколько результаты валидны – большой вопрос. Но что ж, хоть какие-то хорошие новости от этого совриска 🙂 Впрочем, «при этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них».

рейтинг

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s