Я ужасно рада, что премию Кандинского получила Таус Махачева. Точнее – и особенно – что её получила не сама художница, а её альтер-эго – воображаемый персонаж Супер Таус.

Во-первых, потому что это, ну… это как дать Гонкуровскую премию Эмилю Ажару, которого придумал Ромен Гари (и хорошо, что придумал). Люблю такие истории. (Таус Махачева – не Супер Таус – была финалисткой премии Кандинского в 2012, если не ошибаюсь, году.)

Во-вторых, потому что эта история важнее, чем просто игры в переодевания. Таус Махачева работает с идентичностью. То она покрывает лицо традиционными (для разных народов) узорами из хны и ходит с красными следами на коже несколько дней, то ездит в московском метро в аварском национальном костюме…

В каждом её интервью – Дагестан, Дагестан, Дагестан. Таус Махачева, которая выросла в Москве, образование получила в Лондоне, везёт свои работы в Дагестан, устраивает выставку, нанимает женщин, которые зычными голосами зазывают на неё посетителей — это перформанс, Таус нашла их специально на рынке, где торговки расхваливают свой товар, но это и вынужденная мера, потому что иначе на выставку никто не придёт – а ей важно, чтобы пришли, и она просит смотрителей посчитать посетителей (при помощи специальных молитвенных счётчиков из исламского магазина).

Идентичность – важная тема для нашей страны, где за гогеновское «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» можно получить в ухо. Иногда кажется, что говорить об идентичности можно только с надрывом, что, начиная, разговор, надо готовиться к бою, потому что нормальные люди лишних вопросов не задают. Но Таус Махачева умудряется это делать так, что ни у кого – ну мне так кажется – не возникает желания сразу встать в стойку. То ли это виртуозное остранение, то ли… вот я читаю её интервью, она рассказывает, как монтирует видео, вырезает из него куски: «Это было слишком прикольно. Смешно, конечно, но никакого дополнительного смысла не дает».

При этом в каждом, ну вот буквально в каждом интервью её спрашивают: ну ты же понимаешь, что Дагестан – это такая экзотика, которая хорошо продаётся? Ну ты же понимаешь, что ты внучка Расула Гамзатова (Таус Махачева – внучка Расула Гамзатова), и поэтому тебе можно чуть больше, потому что быть в Дагестане внучкой Расула Гамзатова – это как быть принцессой… Она отвечает очень аккуратно, но где-то на третьем интервью я поняла, что быть принцессой – это ни разу не имбирный пряник.

А что до экзотики, то художница всё время говорит от том, что её работы можно воспринимать и вне регионального контекста, и хотя это каждый раз звучит как слабое оправдание, это правда. Содержание работ Таус Махачевой – да, экзотическое, но едва ли не важнее содержания форма или (наверное, так правильнее сказать) метод. Умение Махачевой найти такую интонацию, чтобы не превратить «национальный колорит» в картины Васи Ложкина (простите, поклонники Васи Ложкина). Умение отрезать кусок, если он просто прикольный, но не несёт смысла.

 

В общем, нам всем очень повезло, что у нас есть Супер Таус. Вот, кстати, её первое появление (цитирую по интервью из «АртГида»):

«…можно делать современное искусство, которое не противоречит религиозным установкам его автора. Наличие религиозных убеждений вовсе не означает, что работы такого автора изначально и именно поэтому будут исключены из контекста современного искусства. В качестве примера я могу назвать свой проект «Супер Таус». В нем показана типичная мусульманская женщина в платке, являющаяся в то же время «супергероиней», живущей в горах и совершающей микроподвиги. Ее жизнь кажется обыденной, но именно через образ персонажа-супергероя мне удалось сделать видимыми те повседневные усилия, которые обществом не замечаются и поэтому не попадают в зону рефлексии: я говорю о женском труде, невидимом, но колоссальном»

095

Это Супер Таус убирает с дороги огромный булыжник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s