Многие, наверное, эту новость уже видели: в Дрездене Pegida («патриотичные европейцы против исламизации Запада») протестуют против инсталляции сирийского художника Манафа Хальбуни.

096

Инсталляция, установленная на площади перед Фрауэнкирхе, представляет собой три вертикально стоящих автобуса и повторяет известный кадр из Алеппо, на котором почти такие же автобусы играют роль баррикады.

097

Я с большим скепсисом отношусь к такого рода искусству (потому что очень легко свалиться в манипуляции и слезовыжималку), но эта работа кажется мне очень сильной.
Инсталляция Хальбуни изображает баррикаду, но, конечно, ею не является. Баррикада – в Алеппо. А здесь относительно безопасный Дрезден, и потому три автобуса, стоящие вертикально, выглядят как какой-то конфуз.
Автобусы, например, новые и чистые – в отличие от тех, алеппских. Жители разбомбленного города соорудили навес для защиты от осколков из мусора и металлолома; в центре Европы художник сооружает произведение искусства из исправных, рабочих транспортных средств.
Алеппская баррикада перегораживает улицу: ты можешь находиться только с одной стороны (так, по крайней мере, задумано). Инсталляция Хальбуни стоит посреди площади, её можно обойти, осмотреть с разных сторон. Бессмыслица, перевёртыш.

Три автобуса, три колонны. В моей ленте они мелькнули рядом с материалом о художнике Хайнце Маке, основателе группы Zero. Там было вот такое фото одной из маковских работ:

098

Случайно ли? Про группу Zero пишут, например, так: «По окончании Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого <…> Ноль в названии группы не был символом отрицания. Он являлся точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый, полный надежды и света мир» (текст к выставке в Мультимедиа Арт Музее).

Граждане ведь не просто так протестуют: 13 февраля — день бомбардировки Дрездена англо-американской авиацией (1945), очень болезненная дата для жителей города. Фрауэнкирхе, на фоне которой чернеет инсталляция Хальбуни, была в тот день разрушена до основания и лежала в руинах полвека; редкие чёрные кирпичики – это всё, что осталось от оригинальной постройки (остальное – новодел). И вот память: считается, что о трагических событиях надо помнить, но не всегда уместно напоминать. А Хальбуни не просто напоминает, он проводит параллель (от 250 до 500 тыс. – по разным оценкам – погибших во время бомбардировки Дрездена; порядка 300 тыс. погибших в Сирии; гуглила я бегло, данные везде разные, но намёк понятен). И людей это бесит. Я даже не могу как-то осуждать этих «патриотичных европейцев» (хотя понятно, какого розлива их «патриотизм»), потому что они в смятении. Вина, обида, горе, страх захлёстывают людей, люди наводняют площадь, посреди этого моря горя высятся три чёрных столпа.

Очень красиво, что ни говори.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s