Ладно, сдаюсь. Я ничего не узнала про адыгейскую лево-радикальную художественную группу, которая на днях сожгла гараж в знак протеста против музея «Гараж». Буквально крохи:

— название правильнее писать «Шъыпкъэм икIалэхэр», но если хотите послушать их музыку в VK, набирайте «Шыпкъэм икIальэхэр»;

— группу аттестуют как «адыгейско-французский экспериментальный электронный проект». Что там французского, я хз (но если вам нужен француз, как-то связанный с адыгейской музыкой, то это независимый режиссёр Винсент Мур, и вот его фильм;

— один из участников группы – Алехандро (в ряде источников – Алеандр) Тхагапцэ, «теоретик современного искусства, публицист, критик, доктор философских наук». Я про него ничего не знаю, текстов не нашла, диссертацию тоже (но тут у меня языковой барьер);

— он же – сокуратор выставок «Къэхъуныр» (2005) и «Против “современного искусства”» (2006), а также акционистского проекта «Адыгэ гъы макъ» (2006);

— кстати, с ЗИПами, о которых я писала на днях, «Шыпкъэм икIальэхэр» знакомы буквально через одно рукопожатие (а может, и непосредственно);

— сведения, перечисленные выше, ничем не подтверждены.

«Шыпкъэм икIальэхэр» подожгли гараж, написав на стене по-адыгейски «Гройс, как дела?». В официальном сообщении для СМИ сначала назвали отсутствие неистового адыгейского искусства на Триеннале в музее «Гараж» лицемерием; потом заявили, что российский совриск уныл, как зевок шайтана. Но всё-таки пригрозили приехать в Москву лично, если «Гараж» не отреагирует на их акцию. То есть выставки ваши говно, но мы хотим в них участвовать. Желание понятное, однако причём тут Гройс? Поджоги в качестве художественного жеста уже поднадоели.

Но вот какая деталь. То, что столичная художественная институция, реализующая на меценатские деньги масштабные художественные проекты, называется «Гараж», есть какая-то неправда. То есть это факт, что изначально музей (тогда – «центр современной культуры») располагался, натурально, в гараже – но в хорошо отреставрированном гараже, памятнике архитектуры. Потом гараж отдали другому музею, а «Гараж» вместе с названием переехал в Парк Горького, причём пока Рем Колхас занимался реконструкцией нынешнего здания, музей размещался во временном павильоне, специально построенном Сигэру Баном и впоследствии разобранном. Я перечисляю общеизвестные факты вот к чему: если вдуматься, в этих переездах есть какое-то расточительство – выехали из памятника, въехали в произведение Притцкеровского лауреата, по дороге перекантовались в произведении другого Притцеровского лауреата. И это называется «Гараж»? Да вы забыли, как гаражи выглядят! Забыли, что это вообще такое – «гараж», «гаражный», «в гаражах» и проч.

А вот вам – настоящий горящий гараж в посёлке городского типа в Тахтамукайском муниципальном районе Республики Адыгея. Вот где жизнь с зубами и яйцами, вот где неистовство. «Поселок был некогда аулом племени бжедухов и имеет довольно тяжелую и кровавую историю, — сообщает сайт kuban.ec. — Поскольку он был расположен прямо напротив Екатеринодара, с Энема начинались все сражения Кавказской войны в Закубанье, которые разорили его дотла. <…> Вдоль железной дороги тянутся старые железнодорожные пакгаузы. Некоторые из-них были в 1990-х украшены поражающими воображение лютой злобищей надписями, типа «Я ЕБАЛ ТРУП ЛЕНИНА!». <…> Любители жутких заброшенных мест знают его благодаря руинам кирпичного завода на окраине поселка».

Я полезла в гуглокарту посмотреть, а там на выселках спортивный аэродром, и на нём прямо на земле большими стометровыми буквами написано: ЛЁХА

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s