Если вы в Москве и если до сих пор не видели выставку «Сюрреализм в стране большевиков» (кураторы Надежда Плунгян и Александра Селиванова), скорее же бегите в Галерею на Шаболовке (выставка идёт до 23 июля).

Я, пожалуй, соглашусь с Ольгой Кабановой из «Ведомостей», которая считает замысел кураторов («вопрос о существовании в неофициальном советском искусстве, графическом дизайне и театре 1930–1940-х гг. языка, близкого европейскому сюрреализму») весьма, скажем так, смелым. Но мне эта смелость ужасно нравится, а ещё — именно такая формулировка исследовательской гипотезы (жанр выставки обозначен как «исследование») ставит выставку в один ряд с другими «реализмами», которых в последнее время было в избытке (я имею в виду в виду прежде всего «соц-» и «гипер-» в Третьяковке).

Так получилось, что для меня «Сюрреализм в стране большевиков» совпал с лекцией Екатерины Дёготь «Как смотреть на советское искусство без ненависти» (прочитана она была ещё в феврале, но я слушала её недавно); из-за этого возникли аберрации, может быть, чересчур уж фантазийные, но всё же запишу здесь.

…В первую очередь это касается реалистичности «-реализмов». Если видишь на картине «-реализм», не ищи реальность. Так, в своей лекции Екатерина Дёготь говорит об известной картине Фёдора Шурпина с романтичным названием «Утро нашей Родины»:

«Эта картина необычайно абстрактна, она показывает нам не лично самого Сталина – она показывает какое-то грядущее будущее, которое мы должны себе вообразить. На этом предположении основана вся этика и эстетика этой картины,.. которая никак не соответствует реальности страны, находящейся в состоянии разрухи. Зритель картины это тоже знает, но он также знает, что для того, чтобы правильно воспринять эту картину, нужно совершить своего рода leap of faith»

В экспозиции «Сюрреализма в стране большевиков» тоже есть Шурпин — ранняя работа под не менее романтичным названием «Мечты»:

«Несмотря на светлое название работы, Шурпин проговаривается — в ней театральность пространства носит угрожающие черты. Оба мира (пространство дома и пространство искусства) кажутся призрачными сновидениями, без лиц и деталей, и реальной оказывается здесь только гигантская грязного цвета драпировка с детально прописанными складками. Этот занавес скрывает эти два пространства друг от друга и отбрасывает длинную тёмную тень на художника».

Пропасть между «сюр-» и «соц-» в конечном счёте не так уж и велика.

145.jpg

Просто — позволю себе немного вульгарного фрейдизма! — один исследует Id, другой обращён к Super-ego 🤡

…Екатерина Дёготь много говорит о colonial gaze: русское искусство было колонизировано западным в XVIII в., и в уходе от «автохтонного» авангарда к (соц)реализму видна попытка деколонизироваться через присвоение-завоевание «классического» искусства; одновременно происходит колонизация собственных этнических окраин.

На выставке тема колониализма возникает в связи с рисунками скульптора Меера Айзенштадта, на которых «классические» руины сочетаются с фигурами экзотических животных. Кураторы поясняют: «К рубежу 1920-1930-х слоны, бегемоты, моржи становятся частыми героями монументально-декоративных произведений, скульптуры, графиуи, вслед за персонажами Чуковского заполняют страницы детских журналов и книг <…> Интерес к ним объясняется не только проникновением в СССР модных для европейского ар деко экзотических, колониальных мотивов, но и всеобщей устремлённостью эпохи к монументальным формам».

Что советская культура была известным колонизатором (и мастером блэкфэйса) — факт общеизвестный… Но я вот теперь немного иначе смотрю, например, на тексты Чуковского. Скажем, почему в Африке, куда ТАЙКОМ сбежали Танечка и Ванечка, нет взрослых? Наверняка есть тексты о том, что Африка Чуковского — страна грёз, вечного детства и тепла; этот карандашный набросок Айзенштадта — тоже такой текст.

146

Лекция Е.Дёготь, если что, вот:

И у меня, кстати, есть её конспект. Если вам удобнее читать, то вот делюсь

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s